Киацу

Пять принципов Терапии Киацу
1.Расширяйте Ки из Одной Точки внизу живота.
2.Не позволяйте напряжению накапливаться в своем теле.
3.Надавливайте перпендикулярно к центру мышцы без усилия.
4.Непрерывно и точно фокусируйте Ки в кончиках пальцев.
5.Концентрируйтесь на линиях, а не точках.
Занимаясь Айкидо, мы изучаем, как координировать сознание и тело путем интенсивных тренировок в додзе и ежедневных самостоятельных упражнений в Ки-медитации и Ки-дыхании. Для большинства из нас это означает сильное, энергичное тело и вполне счастливое, здоровое сознание. Однако есть много людей, которые по причине болезни, слабости или невежества не имеют возможности развивать согласованность сознания и тела. Если они больны или слабы физически, считается, что их жизненная сила, сила Ки, находится в относительном упадке. Если мы чувствуем себя сильными и здоровыми, это означает, что наше Ки течет мощно. Так же, как автомобиль с разряженным аккумулятором надо подтолкнуть с помощью другого автомобиля, чтобы он снова заработал, здоровый человек может помочь больному или ослабленному человеку с помощью Киацу, или надавливания с Ки.

Функционирование человеческого тела происходит в основном благодаря пище, воде и воздуху. Если у нас есть постоянное снабжение и здоровые источники этих трех компонентов, то мы в целом здоровы. Однако существует еще одна вещь, без которой мы не можем жить, — это Ки.

Когда мы встаем по утрам, мы чувствуем себя отдохнувшими и готовыми к испытаниям грядущего дня. Однако к концу дня, особенно если это был трудный день в умственном и/или физическом отношении, мы спешим оказаться в постели, чтобы выспаться и восстановить истощенную «энергию», или Ки. Ночью во время сна мы добровольно отключаем предполагаемый контроль над телом и сознанием. В это время мы чудесным образом наполнены Ки Вселенной. И проснувшись утром, мы чувствуем себя посвежевшими и готовыми начать все сначала.
Но иногда, когда мы нуждаемся в более продолжительном или глубоком восстановлении, только сна бывает недостаточно. Когда мы больны или чрезмерно беспокоимся по поводу некоторых особенно тревожных ситуаций, мы оказываемся неспособны освободиться от мучающих нас в мире повседневной жизни проблем. Мы спим плохо или не спим вовсе. Когда такое случается, мы встаем утром, не ощущая того облегчения, которого желали, и чувствуем себя даже более отягощенными, чем вечером накануне. Если это происходит регулярно, наша внутренняя «батарея» настолько истощается, что мы становимся очень ослабленными. И тогда мы бежим к докторам, врачующим тело или разум, за таблетками или процедурами, которые вернут утраченную силу.
Многие люди проводят всю жизнь в этом замкнутом круге волнений, недосыпания, слабости, болезней, докторов, лекарств и т. д., не получают радости от жизни и в конечном счете преждевременно умирают. Впрочем, если эти несчастные смогут получить Ки от того, кто владеет Ки-терапией, они станут способны прервать этот «круг» и восстановить свою «батарею», чтобы начать естественный процесс оздоровления.

У здорового человека Ки распространяется из любой части тела. Однако наиболее интенсивно оно исходит через глаза и с голосом, а особенно — из кончиков пальцев. Если мышца, сухожилие или какой-либо орган тела воспаляются, повреждаются или подвергаются болезни, мы можем использовать Киацу, легко надавливая кончиками пальцев на больную область и позволяя Ки перетекать из более сильного тела в более слабое. Это очень простой и непосредственный процесс. Однако Сенсей Тохей постоянно подчеркивает, что перед и во время сеанса Киацу практикующий Ки должен сохранять объединенным сознание и тело, вертикальное положение, спокойное сознание и расслабленное тело. Иногда мы позволяем себе выбрать более легкий путь, но это не является правильным в данном случае.

Киацу хо в таком понимании представляет собой полноправный аспект изучения Айкидо. Если мы будем ошибочно думать о себе, как о «доноре», «выделяющем Ки», мы тем самым отключим себя и, следовательно, своего пациента от источника Ки — непосредственно Вселенной. Просто считайте, что «даете в долг, возвращая». Если мы встаем на путь отдачи Ки как некого нашего личного запаса (отношение, которое часто неосознанно создается и поощряется другими), то наша естественная связь со Вселенной обрывается, и восполнения Ки, необходимого пациенту, к сожалению, не происходит. Если это случается, то хорошим тому подтверждением для практикующего Киацу служит быстрое истощение и даже возможность «получить», или «абсорбировать», болезнь или недомогание пациента. Поэтому предлагая себя в качестве практикующего Киацу, всегда старайтесь иметь «опустошенное сознание» мысленно, а может быть и вслух, признавая Источник всего Ки до, во время и после сессии Киацу. Таким образом вы и ваш пациент почувствуете в себе прилив свежести и сил, позволяя произойти естественному процессу оздоровления.
Регулярно посещая занятия по Киацу, вы изучите специфические особенности того где, когда, и как «надавливать с Ки».

Из книги Кристофера Куртиса «Ки-Айкидо на Мауи», СПб, 2005