Ки-дыхание

Принципы Ки-дыхания
1.Выдыхайте постепенно, осмысленно и контролируемо.
2.Выдыхайте с очень тихим, но отчетливым звуком.
3.В конце выдоха Ки продолжается бесконечно, как затухающая нота.
4.Вдыхайте через кончик носа до тех пор, пока тело не заполнится.
5.После вдоха сознание бесконечно замирает в Одной Точке.

Учитель дзен однажды спросил своего ученика:
— Что есть самое важное в Жизни?
— Истина, Учитель, — без колебаний ответил юноша.
Тогда учитель схватил ученика и, окунув его голову в бадью с водой, держал там какое-то время. Когда же он отпустил его, чтобы ученик мог вздохнуть, тот отчетливо осознал, что является самым важным в Жизни!

Среди пяти жизненно необходимых потребностей — пища, вода, кров, одежда и воздух — последняя самая неотложная и самая распространенная. К тому же она единственная доступна без ограничения. Человеческие легкие вмещают от 3 до 4 тыс. кубических сантиметров воздуха, но большинство из нас, дыша так, как мы дышим в повседневной жизни, используют только малую часть этого потенциала — около 500 кубических сантиметров. Общеизвестно, что части тела, которые длительно не используются, подвергаются атрофии и в конце концов отмирают. Легкие не исключение из этого правила. Выполнение Ки-дыхания, или Дыхания Всем Телом, по меньшей мере заставляет уделять время и внимание полному дыханию с использованием всего объема легких.
Человеческое тело содержит тысячи кровеносных сосудов — артерии, вены, капилляры. Примерно 20 секунд требуется для того, чтобы кровь, насыщенная кислородом и/или углекислым газом, совершила в теле полный кругооборот. Во время этого кругового путешествия от легких к клеткам и обратно весь кислород, являющийся незаменимым топливом для энергетических машин наших клеток, и весь углекислый газ, являющийся токсичным побочным продуктом деятельности этих крошечных машин, попадают в кровеносную систему. Сколько необходимого кислорода доступно и сколько ненужного углекислого газа устраняется, полностью зависит от того, сколько их присутствует в кровеносной системе в конкретный момент времени. Представляется разумным, что если мы в состоянии полностью использовать дыхательную систему, то, конечно, нам следует это делать, причем настолько эффективно, насколько это возможно.
Дыхание — это ключ к жизни. Это высказывание подтверждается не только очевидной физической реальностью, рассмотренной выше. Дыхание может управлять автономной нервной системой, которая отвечает за иннервацию сердечной мышцы и железистых тканей, а кроме того — на наши так называемые «непроизвольные действия». В следующий раз, когда вы будете эмоционально возбуждены, обратите внимание на свое дыхание. Вы обнаружите, что в этом возбужденном состоянии дыхание становится укороченным и прерывистым. Когда мы видим, что кто-то испытывает определенные затруднения, разве мы не говорим обычно: «Успокойтесь, глубоко вдохните и начните заново»? И наоборот, если в момент эмоционального возбуждения мы способны спокойно и глубоко дышать, то наша автономная нервная система будет отражать это спокойствие, и все связанные системы нашего организма будут защищены от разрушительного стресса, не говоря уже о возможности избежать неосторожно сказанных слов или действий.
«Прежде чем управлять другими, научитесь управлять собой». Начните управлять своим дыханием, и вы овладеете способностью контролировать его только спустя часы, дни, недели, месяцы и годы практики. Поэтому Сенсей Сузуки часто повторяет: «Дышите, дышите, дышите!»

Ниже приводятся различные способы дыхания, которые мы используем в Айкидо.

1.Ки-дыхание, или Дыхание Всем Телом.
Сидя вертикально с прямой спиной, прикройте глаза, сделайте полный вдох, широко откройте рот, поместив язык позади нижних передних зубов, и с тихим звуком «Ха» спокойно начинайте выдыхать. (Примечание: когда открываете рот, отклоните слегка голову назад, чтобы нижняя челюсть не влияла на область гортани и не создавала ненужного напряжения.) У начинающих выдох может длиться около 10 с, но по мере того как вы становитесь все более спокойны и расслаблены, выдох начинает занимать от 20 до 30 секунд.
Когда выдыхаете, представьте, что ваше тело — полный сосуд, который, как через соломинку, медленно опорожняется от макушки до кончиков пальцев ног. После того как мягкий и спокойный выдох полностью завершен, слегка наклоните торс вперед. Оставьте рот открытым и представьте, что выдох продолжает длиться еще три счета. (Примечание: никогда не старайтесь специально «выдавливать» из себя воздух, а просто позвольте процессу выдоха естественно завершиться.)
Сохраняя небольшой наклон вперед, закройте рот и очень мягко позвольте вдоху начаться. Представьте, что вдыхаемый воздух течет вдоль спинки носа, проходит между глаз и далее вниз по спине и заполняет пустой «сосуд» вашего тела от кончиков пальцев ног до макушки. Вначале процесс вдоха может быть коротким, но с опытом становится медленным, спокойным и занимает от 20 до 30 секунд. Когда почувствуете, что ваши легкие полностью заполнились, верните торс в исходное положение. Продолжайте процесс вдоха еще 3 счета. Затем начинайте новый цикл дыхания со следующего выдоха.

2.Задержка Дыхания.
Одно дело оставаться спокойным, сохраняя согласованность сознания и тела, когда вы просто сидите, но совсем другое — в движении. Вот один из любимых способов Сенсея Тохея протестировать это. Сядьте спокойно в позицию сейза. Сделайте один полный цикл вдоха и выдоха. Затем глубоко вдохните, обращая особое внимание на то, чтобы верхняя часть грудной клетки не расширялась и плечи не поднимались. Задержите дыхание, встаньте и сделайте примерно 15 шагов. Затем спокойно и сосредоточенно сядьте в сейза и начните медленно выдыхать. Если во время движения вы сохраните спокойствие и согласованность сознания и тела, ваш выдох будет очень ровным и тихим. Если ваше дыхание быстрое и неровное, вы не достигли успеха. Вам следует больше упражняться в Дыхании Всем Телом!

3.Ритмичное Дыхание.
Ритмичное Дыхание выполняется во время ходьбы. Если вам нужно долго идти или взбираться по высокой лестнице или склону, делайте ритмическое дыхание. Попросту говоря, Ритмичное Дыхание — это регулирование вдоха и выдоха в соответствии с вашими шагами, под счет. Количество шагов на вдох/выдох не столь важно (это в некоторой степени зависит от прилагаемых усилий), но оно должно оставаться постоянным на всем протяжении прогулки. Например, вдох на 1-2-3 шага, выдох на 1-2-3-4 шага. Многие люди любят разговаривать с другим человеком, когда идут куда-нибудь. Это прекрасно, но не во время выполнения данного упражнения. Вы должны молчать и сосредоточиться на координации дыхания, шагов и счета. Попрактиковавшись таким образом, вы обнаружите, что можете пройти намного больше и затратить усилий намного меньше, чем ранее. Конечно, это упражнение ценно и при беге трусцой.
4.Дыхание Хаку
Дыхание Хаку — это очень короткий форсированный выдох, повторяемый несколько раз. Японское слово «хакимасу» означает «выбрасывать» или даже «извергать». Чтобы выполнить дыхание хаку, нужно сосредоточить все ваше сознание и тело, и устремить все в выдох.
Для начала сядьте спокойно в позицию сейза с объединенным сознанием и телом. Полностью вдохните. Затем широко откройте рот, поместите язык за передними нижними зубами и бросьте весь свой выдох вперед в одном мощном порыве. При этом верхняя часть туловища слегка движется вперед относительно тазобедренных суставов. Не нужно специально издавать звук голосовыми связками. Воздух, быстро проходя через гортань, будет производить звук самостоятельно. Но совершенно необходимо, чтобы вы оставались спокойным и расслабленным посреди этого мощного дыхательного движения. Не двигайте плечами, челюстью и ртом или головой отдельно. Просто сохраняйте прямую позицию, а сознание и тело — объединенными, и когда происходит выдох, слегка наклоняйте вперед весь торс целиком.
Когда мы производим некое действие, например бросок в бейсболе или удар боккеном, мы должны делать выдох. Попробуйте сильно бросить что-нибудь на вдохе — это очень неэффективно. Для нашего тела естественно выдыхать при напряжении. Однако если в момент, когда мы только что выполнили одну задачу, нам немедленно необходимо выполнить другую, мы должны быть готовы к этому и снабжены полным запасом воздуха, чтобы выдохнуть при новом движении. Когда вы делаете дыхание хаку в полную силу, в легких в конце выдоха создается вакуум. Таким образом, легкие автоматически наполняются воздухом. Однако если вы будете даже незначительно сдерживаться, вакуум не образуется, и вам придется втягивать воздух в легкие. Если это произойдет, вам будет трудно повторить дыхание хаку быстро.
Дыхание хаку следует практиковать ежедневно. Все быстрые или сильные движения основаны на дыхании и контролируются дыханием. Если мы научимся выполнять это дыхание спокойно, но в сильной и молниеносно быстрой манере, мы будем так же способны использовать все наше тело в случае опасности.

5.Киай
Киай — это проявление дыхания и пример внутренней природы боевых искусств (внешние факторы — это оружие и техники). Слово «киай» составлено из «ки» (универсальная энергия) и «ай» (сокращение от глагола «авасу», что значит «объединять»). Эта комбинация обозначает состояние, при котором два сознания объединены в одно целое («Два сознания» в данном случае означает сознания двух людей или сознание одного человека, которое разделено на некотором предмете). Большинство айкидок со стажем утверждают, что используют этот феномен. На более высоком уровне можно сказать, что киай — это слияние индивидуума со Вселенной. Словом Ки часто обозначают персональную энергию, дух или характер и, возможно, даже личность. Это может быть названо «Ки Личности». Под Ки Личности обычно понимают то, что есть у любого среднего нетренированного индивидуума, — его жизненную силу. Независимо от названия, это, несомненно, то, что покидает тело, когда человек умирает. А то, что есть всегда, то, что постоянно присутствует в каждой молекуле во Вселенной, — это то, что мы называем «Ки Вселенной». Киай в наивысшем смысле — это происходящее по возможности мгновенно объединение Ки Личности с Ки Вселенной. Такую силу, выражаемую через киай, можно использовать для предотвращения схватки и победы без боя, для защиты себя и других от вреда и даже для целительства.
Произнесение киай — это проекция озвученного дыхания или голоса вместе с Ки. Он может быть очень громким, вполне мягким или даже беззвучным. Секрет киай не в том, чтобы произвести громкий, сильный шум, а в том, чтобы мощно расширить Ки перед тем, как издать звук, расслабить все тело, особенно гортань, и в это же время объединить сознание и тело.

Это несколько различных форм киай:
В Дзен: Катсу;
В Кендо:
Иэ
Йа
Тох
В Айкидо: Иёи (и-ёоо-и)

Известен также «беззвучный киай». Его выполняют, удерживая дыхание и сильно расширяя Ки из каждой части тела. Этот вид мощного, интенсивного киай используют, чтобы защитить других от грозящей опасности или контролировать агрессивно настроенных людей.
Есть старая японская легенда о том, как самурай шел через лес и повстречался со стаей волков, которые явно собирались напасть на него. Вместо того чтобы проявить страх, он спокойно продолжил свой путь. Он оставался таким бесстрастным, полным самообладания и готовым к молниеносным действиям, что животные застыли на месте, а он прошел прямо посреди стаи. Это пример тихого киай.
Как и во всех аспектах Айкидо, очень важно чтобы киай использовался только во благо и никогда не был формальным и поверхностным.

Из книги Кристофера Куртиса «Ки-Айкидо на Мауи», СПб, 2005